Почему человек должен иметь возможность жить в своей квартире?
Взгляд кредиторов на перспективы взыскания единственного жилья должника, критерии роскоши и применение механизма замены “Ъ” изложил вице-президент, директор департамента по работе с проблемными активами Сбербанка Максим Дегтярев.
На вопрос: “Как вы относитесь к позиции Конституционного суда РФ (КС) от 26 апреля 2021 года о возможности взыскания единственного роскошного жилья в банкротстве граждан?” Максим Дегтярев дал исчерпывающий ответ.
“Как кредиторы мы, безусловно, считаем эту позицию правильной и справедливой. КС уже дважды высказывался по этому вопросу — в 2012 и в 2021 годах. С одной стороны, Конституция РФ гарантирует гражданам право на жилище и говорит, что нельзя лишать собственности без решения суда. Но, с другой стороны, КС справедливо заметил, что право на жилье не является абсолютно безусловным. И если жилье избыточно с точки зрения размера или стоимости, а у гражданина есть долги, кредиторы должны иметь возможность обратить взыскание на жилье.” - сообщил вице-президент Сбербанка.
Но как же опасение граждан, которые в основном связаны с тем, что у них будут забирать обычные, не роскошные квартиры за большие долги?
“Вообще, на мой взгляд, обсуждение вопроса роскошного жилья продвигается в большей степени именно богатыми должниками, чтобы «раскачать эту тему» и напугать простых граждан, хотя последним как раз эта история не грозит: однушку в спальном районе никто взыскивать не будет.
Банк не будет требовать продажи квартиры должника, если его долги составляют 100 тыс. руб. Ведь эта процедура — дорогое и хлопотное дело, длительный судебный процесс. В среднем разбирательство в первой инстанции занимает четыре–шесть месяцев, но иногда встречаются весьма искушенные должники, судебные тяжбы с которыми длятся годами. Поэтому стоимость квартиры и размер долга должны быть хоть как-то сопоставимы, а продажа жилья — иметь экономический смысл.
Но если долг огромный, например несколько миллиардов рублей, то, на мой взгляд, любое роскошное жилье стоимостью в несколько десятков миллионов рублей нужно реализовывать, чтобы получить хоть что-то, независимо от процента погашения требований кредиторов.” – говорит Максим Дегтярев.