Государство намерено законодательно защитить потенциальных заемщиков
Чтобы уберечься от потенциальных мошенников и избежать развода на деньги, россияне смогут самостоятельно и добровольно устанавливать запрет на выдачу кредитов самим себе. Такой механизм прописан в законопроекте, который предлагает принять Центробанк. По оценкам экспертов, концептуально мера абсолютно верная, но в техническом и правовом смысле нуждается в доработке, поскольку стопроцентную защиту от злоумышленников не дает.
Инициатива прошла межведомственное согласование и получила поддержку рынка. В скором времени документ внесут в Госдуму. В соответствие с законопроектом, запрет на выдачу себе займов гражданин может выставить на портале «Госуслуги», эта отметка автоматически попадет в Бюро кредитных историй, и ее увидят все банки, запрашивающие информацию в БКИ при получении заявки на кредит от лица данного гражданина.
По задумке ЦБ, ставить соответствующую галочку или отказываться от нее можно неограниченное количество раз, а взять кредит — через два дня после снятия. Такой срок выбран не случайно: регулятор называет его «периодом охлаждения, точкой разрыва коммуникации» с мошенниками, когда человек понимает, что столкнулся с попыткой обмана.
Механизм добровольного самозапрета нацелен на решение поистине неустранимой проблемы, отравившей жизнь великому множеству людей. Так, только в третьем квартале прошлого года кибермошенники украли с банковских счетов около 4 млрд рублей. В 2022-м произошел взрывной рост подложных вызовов с мобильных номеров — за год их стало больше почти в 35 раз. Очень часто звонившие пытались «навесить» на человека кредит, используя методы социальной инженерии. Либо же кредит оформлялся и вовсе без ведома «заемщика», если аферисты как-то получали доступ к его персональным данным.
А недавно была выявлена новая двухэтапная схема обмана граждан. Сначала жулик звонит потенциальной жертве от имени банка и сообщает о предодобренном кредите. Спустя несколько часов с человеком снова связываются, благодарят за оформление кредитного продукта и просят оценить качество обслуживания.
Когда застигнутый врасплох «заемщик» начинает паниковать и отрицать свою причастность к происходящему, оператор переключает звонок якобы на «полицию» или «службу безопасности банка». Ну а там несчастного просят оказать содействие в поимке злоумышленников и перевести деньги на «безопасный счет». Этот прием, нередко используемый в маркетинге и добросовестных продажах, известен под названием «ловушка последовательности».
В России сложилась практика, позволяющая получить любой кредит в банке или МФЦ буквально по щелчку пальцев (одним кликом), но даже рядовой потребительский заем размером в 100 тысяч рублей не должен быть настолько доступным. В первую очередь страдают пенсионеры и другие незащищенные слои населения, причем от действий как мошенников, так и банков.