По ряду причин некоторые граждане становятся должниками перед банковскими или микрокредитными учреждениями. Иногда к требованию долга подключаются коллекторские конторы, которые используют разные способы, чтобы заемщик вернул средства.
В статье расскажем, могут ли коллекторы доставать друзей должника в соцсетях, отправлять им сообщения, угрожать, законны ли их действия, что делать, если есть нарушения.
Вправе ли коллекторы писать друзьям должника в соцсетях
Наверняка каждый слышал о недобросовестных коллекторах, которые не гнушаются применять разные методы, в том числе и не вполне законные, к возврату денег должником. Известны случаи требований и угроз по телефону и с помощью СМС-сообщений.
Несмотря на то, что большинство агентств сегодня действуют правильно, встречаются и такие, которые нарушают закон. Например, донимают друзей заемщика в социальных сетях с просьбами или требованиями оказать на него влияние с целью возврата долга.
Согласно закону, коллекторы вправе связываться с третьими лицами при соблюдении двух основных условий:
- Данные лица сами предоставили контактную информацию для связи.
- Все участники ситуации предоставили письменное согласие на взаимодействие с коллекторами.
В противном случае беспокоить других людей коллекторы не имеют права. Они могут взаимодействовать исключительно с должником посредством текстовых, голосовых и других сообщений, передаваемых по сетям электросвязи, одним из каналов которой является интернет. Однако есть ограничения: нельзя писать чаще двух раз в сутки, четырех – в неделю, шестнадцати – в месяц.
Закон № 230-ФЗ предусматривает, что вне зависимости от наличия согласия должника раскрытие сведений о нем, просроченной им задолженности и ее взыскании и любых других персональных данных неограниченному кругу лиц, в том числе путем размещения таких сведений в интернете, не допускается.
Если же коллекторы досаждают друзьям должника, они тем самым нарушают закон в части того, что никто не имеет право распространять о других информацию порочащего характера. Также существуют нормы личной и профессиональной тайны.
Что обычно пишут коллекторы друзьям по соцсети и как им отвечать
Представители агентства могут попросить у знакомых контактные данные должника и средства связи с ним. Если заемщик дал согласие, такие вопросы задавать законно. И в то же время его друзьям придется самостоятельно решать, взаимодействовать с коллектором, или нет.
Никаких других сведений, разглашающих личные данные заемщика, в том числе о сумме задолженности и ее сроках, обсуждать нельзя. Из данного правила есть исключения – поручители и созаемщики, с которыми коллекторы могут говорить обо всех аспектах долга.
Коллекторы в соцсетях: правила и ограничения, установленные законом
Кредиторы или действующие от его имени и/или в его интересах могут требовать возврата просроченной задолженности в рамках действующего законодательства.
- Анализ вашей текущей ситуации
- Расчет оптимальной стратегии погашения долгов
- Прогноз сроков и суммы списания при банкротстве
Взаимодействие может осуществляться с любыми третьими лицами:
- членами семьи должника;
- его родственниками;
- соседями;
- проживающими с ним людьми;
- другими физлицами.
При этом обязательно соблюдение следующих условий:
- согласие должника на взаимодействие с третьим лицом, направленное на возврат его просроченной задолженности;
- третьим лицом не выражено несогласие на взаимодействие с ним.
Что делать, если коллекторы достают в социальных сетях и нарушают закон
Прежде всего не стоит игнорировать коллекторов и постараться найти с ними общий язык, ведь в большинстве случаев соцсети и мессенджеры начинают использовать, когда должник пытается уйти от ответственности. Можно встать на сторону друга и попытаться выяснить у него причины просрочки.
При обнаружении в действиях коллекторов нарушения закона можно поступить так:
- внести аккаунты пишущих в черный список;
- выяснить, не является ли коллектор «мнимым», то есть мошенником;
- написать коллекторам заявление о несогласии на звонки по чужому кредиту;
- объяснить коллекторам, что они ошиблись номером и что местонахождение должника, которого они разыскивают, вам неизвестно;
- подать жалобу в Федеральную службу судебных приставов и в Роскомнадзор (который уполномочен защищать персональные данные).
За нарушение закона о взыскании просроченной задолженности и о персональных данных предусмотрены штрафы по статьям 14.57 и 13.11 КоАП РФ.
Кроме того, человек вправе обратиться в Национальную ассоциацию профессиональных коллекторских агентств, которая следит за соблюдением коллекторами законодательства. Там можно проверить информацию о компании, от лица которой коллекторы пишут другу заемщика, и наличие у нее лицензии на взыскание задолженности. Если это реальное профессиональное коллекторское агентство, можно подать жалобу в свободной форме в НАПКА прямо на главной странице ее официального сайта. Если же контора не зарегистрирована как коллекторское агентство, можно идти в полицию.
Когда человек становится должником, его могут донимать не только кредиторы, но и нанятые ими коллекторы. Причем представители данных агентств обращаются и к третьим лицам – друзьям и знакомым заемщика, пытаясь через соцсети или мессенджеры оказать на него давление. Не всегда такие методы являются законными. При наличии нарушений можно обратиться с жалобой в вышестоящие инстанции и даже правоохранительные органы.