Граждане, инициировавшие процедуру официального списания задолженностей, часто задаются вопросом, что будет с криптовалютой. Этот актив довольно специфичный, постепенно его приравнивают к полноценному имуществу.
В статье мы рассмотрим законодательное регулирование криптоактивов в банкротстве, поиск и включение в конкурсную массу, оспариваются ли сделки с криптовалютой.
Законодательство о криптовалюте в России
Регулирование сделок с криптовалютой на законодательном уровне в РФ стартовало относительно недавно. Оно полностью не решает вопросы, касающиеся банкротства граждан, владеющих такими активами.
Подробная информация содержится в ФЗ № 259 «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Официально утверждено понятие «цифровая валюта» (п. 3 ст. 1). Вопросы регулирования криптоактивов освещаются в ст. 14 «Оборот цифровой валюты». В законопроекте подробно описан оборот, выпуск криптовалют.
Подлежит ли криптовалюта включению в конкурсную массу
Криптовалюта и банкротство неразрывно связаны, хотя на этот счет есть и другое мнение.
В конкурсную массу входит все имущество неплательщика на момент принятия арбитражным судом решения признать его банкротом. Исключений немного, например единственное жилье. Данное положение четко прописано в ФЗ «О банкротстве».
Криптовалюта – это финансовый актив, при подаче финансовым управляющим соответствующего заявления ее включают в конкурсную массу. Но тут учитываются специфические свойства подобных активов. В делах о списании задолженности судам, арбитражному управляющему и кредиторам приходится следовать общим положениям закона, регулирующего этот процесс. С включением криптоактивов в конкурсную массу часто возникают сложности.
Законодательство обязует финансового управляющего принимать меры по обнаружению имущества неплательщика, его сохранности. Должник обязан предоставлять информацию об имеющихся активах и месте их нахождения.
Трудности возникают с «изъятием» криптовалюты, получением доступа к кошельку, в котором она хранится.
Иногда суды отказывают финансовому управляющему в добавлении крипты в конкурсную массу.
Задача криптокошельков заключается в хранении секретного ключа, представляющего собой набор символов. Они обеспечивают доступ к активам. Конфигурация ключа бывает открытой и закрытой. Первый тип указывает на местонахождение сведений в системе, а второй обеспечивает возможность распоряжения криптой.
Для финансовых управляющих интерес представляет закрытый ключ. Требование включения в конкурсную массу содержимого криптокошелька звучит некорректно. Цифровая валюта в нем не хранится.
Анонимность владельцев криптоактивов исключает возможность установки их точной принадлежности конкретному человеку. На этом основании суд может отказать управляющему в удовлетворении требований.
Официальным инстанциям, специалистам о банкротстве еще предстоит огромная работа. Важно разобраться в особенностях поиска и включения в конкурсную массу криптоактивов должника. Такое положение дел часто оставляет кредиторов ни с чем, должники успешно трансформируют свои активы в крипту.
Как найти криптоактивы должника при банкротстве
В ФЗ 259 «О цифровых активах» четко сказано, что криптовалюта относится к финансовым активам. Избежать ее включения в конкурсную массу удается, но не всегда. Арбитражные управляющие задаются вопросом, как найти криптовалюту должника.
Есть несколько вариантов:
- Обращение к криптобиржам, проверка банковских историй.
- Запрос сведений в ФНС.
- Выяснение, приобретал ли должник оборудование для майнинга.
- Отслеживание операций с цифровыми активами.
Работа криптобирж регулируется локальными актами. С ними необходимо ознакомиться перед взаимодействием с представителями биржи. Благодаря этим актам можно разобраться в правилах регистрации, понять, какие данные в обязательном порядке предоставляют пользователи.
Большинство крупных криптобирж поддерживают опцию коммуникации. Официальный сайт Binance, например, предусматривает раздел LERS для правоохранительных органов. Через сервис направляются запросы о пользователях, вызывающих подозрения транзакциях. У официальных представителей есть возможность принятия решений о заморозке аккаунтов, раскрытии данных.
- Анализ вашей текущей ситуации
- Расчет оптимальной стратегии погашения долгов
- Прогноз сроков и суммы списания при банкротстве
Криптобиржами внедряется Bankruptcy trustee guide – инструкция для финансовых управляющих.
Официальный запрос позволяет получать информацию о балансе пользователей. Криптоактивы и криптовалюта выявляются и истребляются в судебном порядке, если должник пытается их скрыть. При наличии соответствующего постановления финансовый управляющий получает доступ к сведениям о балансе неплательщика на криптобирже.
Аккаунт пользователя может быть заблокирован, что исключит возможность совершения транзакций по счету.
Сложнее всего получить поддержку от иностранных криптокомпаний. Иногда даже официальные запросы правоохранительных органов не гарантируют положительного результата.
Еще один возможный вариант заключается в создании счета с возможностью перевода на нее крипты, последующей трансформации цифрового актива в фиатную валюту.
Полученные от работы на криптобирже средства необходимо где-то хранить. Многие используют для этого банковский счет. Сведения о поступлении финансов отображаются в мобильном банке в разделе «Описание» либо «История операций по карте». Там же приводится список контрагентов, которые перечислили деньги, криптобиржи. Это послужит доказательством того, что неплательщик пользуется биржей.
Закон обязует владельцев криптовалюты декларировать доход от подобных активов. Уклонение от уплаты налогов влечет за собой негативные последствия. Как найти криптовалюту? Подать запрос в ФНС. Пользователи биткоинов, токенов, исправно платящие налоги, вправе рассчитывать на судебную защиту по спорам о таких активах. Налоговый орган часто помогает с поиском крипты.
Решения суда об обращении криптовалюты в доход государства принимаются все чаще. Доказать наличие таких активов можно, если должник приобретал оборудование для майнинга. Это отображается в истории его операций. Также необходимо выяснить, нет ли в списке контрагентов тех, кто занимается продажей подобного оборудования.
По решению суда по месту прописки должника может быть проведен обыск. Его цель заключается в обнаружении майнингового оборудования. Суд может выдать разрешение на проверку электронной почты неплательщика, изъятие компьютера, гаджетов, носителей информации, одобрить проведение экспертизы с целью выявления сведений о наличии цифровой валюты.
Верховный суд признает криптовалюту финансовым активом. Если отследить транзакции должника с токенами и биткоинами, их включение в конкурсную массу станет реальным. Такие операции не отличаются стопроцентной анонимностью. Для их отслеживания применяются сервисы blockchain coinmarketcap, сайт-эксплорер Еtherscan.
Задача финансового управляющего – проанализировать банковские выписки, документации популярных платежных систем, таких как PayPal, ЮMoney для обнаружения транзакций, имеющих связи с криптовалютами (например, затрат на покупку майнингового оборудования, перевод финансов на кошельки криптобирж, приобретение цифровой валюты).
Проблема заключается в том, что подобные механизмы на законодательном уровне не проработаны до конца, сложности с их применением на практике возникают очень часто. Успешные результаты поиска сведений – единичные случаи.
В России решили, что делать с криптоактивами, но на практике использование этих механизмов все еще не слишком результативно.
Работа с криптовалютой в конкурсной массе должника
Если криптоактивы обнаружены, но должник не желает передавать их в конкурсную массу, арбитражный управляющий направляет запросы в суд об истреблении цифровой валюты либо переводе неплательщиком в отечественную валюту. Все деньги зачисляются на счет управляющего.
Другой возможный вариант заключается в подаче ходатайства в суд об изъятии криптоактивов у неплательщика путем передачи сведений доступа к криптокошельку. Финансовому управляющему необходимо получить данные о сайте, где можно получить доступ, уникальный код кошелька, пароль. Неплательщик посещает нотариальную контору, чтобы составить акт приема-передачи криптовалюты для ее последующего добавления в конкурсную массу.
Биткоины, токены – необычный актив, поэтому получить над ним контроль сложно (фактически это доступ к коду кошелька). Без согласия и помощи владельца такого актива это сделать почти нереально.
Если должник утратил ключ к кошельку, получить контроль над криптоактивами не получится. При таком раскладе возникает еще одна проблема для самого неплательщика: ему будет сложно доказать арбитражному управляющему, что код и правда утерян.
В обязанности управляющего входит инвентаризация, оценка и реализация принадлежащего должнику имущества. Часто возникают трудности с порядком выполнения инвентаризации криптоактивов. Обычно ее относят к «Иному имуществу неплательщика».
Уже были прецеденты привлечения экспертов для определения цены криптовалюты с учетом ее курса. Этот вид активов обладает высокой волатильностью.
Каждый финансовый управляющий индивидуально решает вопросы, связанные с хранением криптоактивов. Этот момент требует урегулирования на законодательном уровне.
Еще один нюанс связан с реализацией крипты: когда это лучше делать, каким способом. Здесь также требуется дополнительное правовое регулирование. Пока же финансовые управляющие руководствуются общими законодательными нормами о списании задолженностей, применимыми к имуществу должников.
Оспаривание сделок с криптовалютой при банкротстве
Сделки с криптовалютой, заключенные должником незадолго до начала процедуры списания задолженностей, реально опротестовать. Поводами для этого становится сбыт криптоактивов по заниженной стоимости или бесплатно. Подозрения также вызывают сделки, связанные с приобретением неликвидной криптовалюты, наносящие урон кредиторам.
Специфика актива существенно осложняет этот процесс. Прежде всего необходимо доказать, что биткоины принадлежали должнику.
Бывают ситуации, когда стоимость сделки фиксируется площадкой, у ее участников нет возможности менять цену.
Криптовалюта – имущество, способное трансформироваться в денежное выражение, но на практике сохраняется множество вопросов с получением доступа к подобным активам, их оценкой, сбытом.
Банкротство нуждается в дополнительном регулировании криптоактивов. Белых пятен пока слишком много, поэтому дела о списания долгов, в которых фигурирует имущество в виде токенов, биткоинов, заключенных с ними сделок, часто затягиваются. Суды выносят по ним неоднозначные решения.