О чём речь? Дебиторская задолженность – долги, которые организации должны другие компании, физические лица и даже государство. Такая задолженность может появиться, например, когда компания продала товар, но пока не получила деньги за него.
На что обратить внимание? Дебиторская задолженность часто становится причиной кассового разрыва, именно поэтому ею необходимо грамотно управлять. Если погашения дебиторской задолженности не происходит, нужно принимать крайние меры: обнулять срок давности договора, договариваться о рассрочке или отсрочке, обращаться в суд.
Что такое дебиторская задолженность
Дебиторская задолженность – сумма долгов, которые контрагенты должны вернуть компании в течение установленного срока. Это может быть отсрочка оплаты или перечисление аванса за услуги или товар.
Дебиторка — это финансовые или материальные обязательства контрагентов перед компанией. Она не представляет проблем для бизнеса, если вести учет сроков погашения долгов и своевременно информировать о них должников. В противном случае может возникнуть дефицит средств, которые необходимы для оплаты текущих расходов – налоговых платежей, заработной и арендной платы.
Проанализируем виды дебиторской задолженности, разберемся, как не допустить кассовых разрывов и потери средств.
Итак, мы установили, что дебиторская задолженность – это денежные средства, которые поставщики или клиенты задолжали владельцу компании за товары или проделанные работы.
Должником, иными словами, дебитором, является:
- продавец – получил деньги за товар, но так и не произвел его отгрузку;
- покупатель, которому предоставили услугу, но он переведет деньги позднее;
- государственная организация, не вернувшая переплату по обязательным платежам;
- работники фирмы, которые, допустим, нанесли ущерб, но не компенсировали его;
Как возникает дебиторская задолженность
Длительность дебиторской задолженности варьируется в пределах от нескольких часов до года и более.
Как правило, долг образуется в следующих случаях:
- предоплата товаров или услуг;
- отсрочка платежа;
- заем;
- избыточная оплата.
Предоплата. При внесении аванса за товары или предоставленные услуги у компании накапливается дебиторская задолженность в объеме перечисленной суммы.
Отсрочка платежа. Тот случай, когда между участниками сделки заключается контракт с указанием срока внесения платежа за выполненные работы или полученный товар.
- Анализ вашей текущей ситуации
- Расчет оптимальной стратегии погашения долгов
- Прогноз сроков и суммы списания при банкротстве
Заем. Фирма предоставляет деньги в долг, создавая, таким образом, дебиторскую задолженность, величина которой снижается по мере возврата денег.
Переплата. Задолженность возникает при выплате государственным структурам или контрагентам суммы, которая выше, чем указано в договоре.
В каждом из этих случаев у одного из участников сделки образуется дебиторская, а у другого – кредиторская задолженность.
Виды дебиторской задолженности
Существует несколько видов дебиторской задолженности. В основе классификации лежит ряд признаков:
По срокам погашения
Существует долгосрочная и краткосрочная задолженность. К первому варианту относится задолженность, срок погашения которой составляет более года. Во втором случае на возврат долга отводится период до 12 месяцев.
По срокам погашения долга
Есть нормальная или срочная и просроченная дебиторская задолженность. При соблюдении условий двустороннего соглашения задолженность считается нормальной. В противном случае, когда время, отведенное для погашения долга, истекло, задолженность называют просроченной.
По основанию возникновения
Зависит от того, кто должник:
- Покупатели – например, долг за услуги или отгруженные товары.
- Поставщики – оплата переведена, а товар еще не получен.
- Государство – например, переплата по фискальным отчислениям.
- Работники – если компания, например, предоставила им заемные средства.
- Учредители – не поступил платеж за долю в уставном капитале предприятия.
По вероятности погашения
Есть сомнительные и безнадежные долговые обязательства. Сомнительные – это долги без обеспечения или, иными словами, без залога. Безнадежные – долги с истекшим сроком исковой давности либо возникшие при ликвидации компании контрагента. В этом случае допустимо списание дебиторской задолженности. К безнадежным должникам относят и те фирмы, которые по решению налоговой были исключены из Единого государственного реестра юридических лиц.
Почему нужно управлять дебиторской задолженностью
Дебиторская задолженность является одной из причин нехватки денег – кассового разрыва.
Допустим, потребитель должен перечислить компании деньги за товар или работы. В период срока действия дебиторской задолженности компания для нужд производства использует расчетный счет. Если возврат суммы долга затянется на неопределенный период, финансы могут иссякнуть.
В момент кассовых разрывов компания может активировать в банке овердрафт. Услугой допустимо пользоваться даже при нулевом балансе. При поступлении на счет денежных средств краткосрочный кредит будет погашен автоматически.
Если контрагенты не допускают нарушений по срокам оплаты долгов, можно отрегулировать доходы и расходы таким образом, чтобы избежать кассового разрыва. Однако нельзя быть уверенным на 100 %, что контрагент сможет погасить долг. Даже у добросовестных партнеров может произойти форс-мажор.
Управление дебиторской задолженностью
Безнадежная дебиторская задолженность может лишить компанию денег, которые необходимы для обеспечения ее непрерывной работы. Если количество таких долговых обязательств растет, компания со временем потеряет возможность оплачивать сырье, налоги, выдавать заработную плату, начнет работать в убыток. В конечном итоге это неминуемо приведет к банкротству. Менеджеры компании должны проводить тщательный анализ платежеспособности должников, вести учет дат погашения долгов, то есть управлять дебиторской задолженностью.
Для управления дебиторской задолженностью можно применить ряд действенных методов:
- Провести инвентаризацию задолженности. Это позволит своевременно обнаружить сомнительную и безнадежную дебиторскую задолженность. Компания вправе по собственному усмотрению назначить время проведения инвентаризации. В обязательном порядке эту процедуру проводят при реорганизации производства, формировании годового отчета. Инвентаризацию расчетов с должниками оформляют актом, а бухгалтерия составляет справку, в которой отражены итоги мероприятия.
- Обеспечить учет сроков погашения долгов и своевременно проинформировать о них должников. Бухгалтерия осуществляет сверку фактических дат и сроков задолженности с теми, что указаны в соглашении, делает рассылку сообщений с напоминаниями о датах оплаты за услуги или товар.
- Проанализировать, окупаются ли затраты временных и денежных ресурсов, которые будут затрачены на попытку вернуть долг. Судебные издержки и услуги юристов потребуют немалых денежных средств. Следует определить, какую дебиторскую задолженность, в денежном эквиваленте, имеет смысл возвращать.
- Организовать проверку платежеспособности неплательщика. Если уже началась процедура банкротства, необходимо в срочном порядке направить все усилия, чтобы вас включили в реестр кредиторов. Открытая актуальная информация о контрагентах есть в сервисе ФНС «Прозрачный бизнес».
Что делать, если погашения дебиторской задолженности не происходит
На дебиторскую задолженность распространяется срок исковой давности. Он равняется трем годам с момента оформления соглашения. По истечении этого срока возврат долга невозможен.
Что можно сделать, пока не истек срок исковой давности?
«Перезапустить» срок давности
Если должник в течение, допустим, двух лет обращается с предложением о переносе даты возврата долга, необходимо организовать процедуру сверки взаиморасчетов и оформить результаты в виде акта. С момента подписания документа начинается новый трехлетний период исковой давности.
Важный момент – акт, в котором указана сумма дебиторской задолженности, должен быть подписан каждой из сторон. Визировать документ обязан владелец компании или исполнительный директор, у которого есть право на признание долговых обязательств. Главный бухгалтер тоже может подписать акт, но только при наличии доверенности, реквизиты которой должны быть зафиксированы в акте сверки.
Провести переговоры с должником об отсрочке
Контрагент при управлении бизнесом может испытывать временные затруднения. Можно предложить разные варианты возврата долга, например, оплату по частям.
Подать заявление в суд
В российском законодательстве досудебное урегулирование споров является обязательной процедурой. Претензия в письменном виде будет служить доказательством того, что была сделана попытка решить возникшие проблемы мирным путем.
Ее можно вручить лично, но предварительно следует сделать копию документа, чтобы должник поставил на нем свою подпись. При отправке претензии почтой должно быть уведомление о вручении. В суде это послужит доказательством, что истец пытался найти компромисс путем переговоров.
Игнорирование претензии со стороны должника является поводом для обращения в суд. Помимо основной дебиторской задолженности к сумме взыскания добавляются пени, неустойки, разного рода штрафы.
Однако не всегда следует рассчитывать на то, что суд поможет вернуть долги. Дело в том, что оставшиеся средства банкротов распределяются в соответствии с установленной очередностью. Сначала долг гасится перед сотрудниками компании, затем перед государством и лишь после этого перед кредиторами, до которых очередь может и не дойти.
Страхование дебиторской задолженности
Кредитор может обратиться в страховую компанию и застраховать долг. В этом случае обязательство по возвращению долга страховщик берет на себя.
Страхование дебиторской задолженности проводят по полису или составляют генеральное соглашение.
- Оформление страхового полиса.
Подходит для рискованных сделок, на каждую из которых оформляют полис. Он должен содержать исчерпывающую информацию о товаре, услугах или выполненных работах.
- Генеральная схема страхования.
Договор со страхователем охватывает все сделки с клиентами. Подходит для предприятий с большим количеством контрактов с деловыми партнерами.
Страховые компании не заинтересованы в покрытии долгов. При составлении договора следует воспользоваться услугами опытных юристов. Перед подписанием необходимо внимательно прочесть документ и убедиться, что он отражает ваши интересы.
3 способа продажи дебиторской задолженности
При неудачной попытке найти с должником общий язык и отсутствии желания обращаться в суд есть вариант просто продать долг.
Процедуру продажи можно осуществить тремя способами:
- Цессия. Право требовать возврат долга переходит к другому лицу.
- Факторинг. Сделка, включающая отсрочку платежа, проходит через факторинговую компанию либо банк, которые сразу же переводят компании деньги. Контрагент расплачивается с этими организациями позднее на предложенных ими условиях.
- Вексель. Это письменное обязательство от контрагента о выплате долга. Ценную бумагу можно продать другому лицу.
Продажа задолженности не является прибыльной сделкой. Это возможность вернуть хоть какие-то деньги, но без задержки. Порой долг удается продать всего лишь за 5 % от общей суммы сделки. В сложных ситуациях и эти деньги могут сыграть позитивную роль.
Часто задаваемые вопросы о дебиторской задолженности
Дебиторская и кредиторская задолженность: в чём разница?
Дебиторская задолженность – это финансы, переданные какой-либо компании, но со временем подлежащие возврату. Кредиторская – означает долг перед одним из участников сделки.
Дебиторская задолженность – это актив?
Дебиторскую задолженность – долг со стороны клиентов – относят к категории ликвидных активов. Для осуществления контроля эти активы отражены в строке бухгалтерского баланса.
Является ли дебиторская задолженность объектом гражданских прав?
Согласно статье 128 Гражданского кодекса дебиторская задолженность является объектом гражданских прав и относится к категории «иное имущество».
Подведем итоги: дебиторская задолженность – это суммарное количество долгов со стороны страховщиков, государственных организаций, других контрагентов. Кредитор – компания, обладающая правом требовать возврата долга. Должник, в свою очередь, именуется дебитором, а задолженность, соответственно, дебиторской. Следует отметить, что дебиторка – это любые неисполненные обязательства партнеров по бизнесу.