Финансы
Глаз

430

Время чтения: 10 минут

Что такое ассоциация НАПКА: цели и полномочия, как подать жалобу на коллекторов

Сохранить статью Сохранить статью:

Действия коллекторских агентств нередко бывают достаточно жесткими, что вызывает негодование должников. При превышении полномочий агентством, взыскивающим долги, на него можно пожаловаться в специальную организацию.

В статье мы рассмотрим, что такое ассоциация НАПКА, историю ее создания, сферу деятельности и полномочия, кто в нее входит, какие требования к участникам, как подать жалобу на нарушения коллекторов.

Что такое НАПКА: история создания

Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) относится к саморегулируемым организациям (СРО). Она регулирует рынок взыскания. По сути, это коллекторский профсоюз. Данная структура защищает права коллекторов, регулирует их взаимоотношения с неплательщиками.

В РФ отношение к службам, взыскивающим долги, негативное. Конфликты между должниками и коллекторами возникают очень часто. НАПКА помогает их урегулировать.

На официальном сайте национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств можно подробно прочитать о ее деятельности. Она защищает права не только служб, взыскивающих долги, но и неплательщиков.

Подача жалобы в НАПКА на коллекторов целесообразна только в том случае, если они являются членами данной организации. Жаловаться на тех, кто не состоит в профсоюзе, бессмысленно. На деятельность таких агентств НАПКА не сможет повлиять.

В реестре коллекторских агентств насчитывается 550 организаций. В НАПКА состоит порядка 70. Охват небольшой.

На все лицензированные коллекторские службы можно пожаловаться в ФССП.

Зайдите на официальный сайт СРО НАПКА, чтобы подробно узнать ее историю. Формирование ассоциации началось в 2006–2007 годах. Ее создание инициировано первыми коллекторскими агентствами. 

Первые легальные компании, взыскивающие задолженности с граждан, возникли в 2003 году. Их создавали профессиональные банкиры. Проведение первого учредительного съезда НАПКА датируется 19.07.2007 года.

Ассоциацию в те годы возглавлял Евгений Бернштам – собственник коллекторского агентства «Секвойя кредит консолидейшен», аннулированного ФССП 2.11.2018 г. На тот момент в НАПКА состояло всего три организации.

С 2008 года ассоциация коллекторских служб рассматривает жалобы неплательщиков. А в 2010 году стартовала работа над первым в России законом о взыскании просроченных задолженностей. В то время никаких правил взаимодействия коллекторских служб с неплательщиками не было. Гражданам приходилось терпеть хамство, угрозы, звонки от службы взыскания долгов были нелимитированными. И не только от коллекторов, но и от МФО.

Даже сейчас отделы некоторых микрофинансовых организаций, занимающиеся взысканием долгов, представляются коллекторами, угрожая неплательщикам по телефону.

Одна из функций НАПКА заключается в выявлении подобных нарушений.

Законопроект, регулирующий деятельность коллекторских служб, утвердили в 2016 году. В соответствии с ним контролирующие функции возлагаются на ФССП.

На исходе 2016 года началось формирование реестра коллекторских служб, он доступен на официальном сайте службы.

Задачи и полномочия НАПКА

Прежде чем подать жалобу в НАПКА, ознакомьтесь с ее полномочиями. Саморегулируемая организация собирает сведения по просроченным долгам, выполняет исследования в этой сфере, корректирует законопроекты, содействует членам ассоциации в урегулировании материальных вопросов, в том числе правовых аспектов.

Членство в НАПКА реально получить при соблюдении нескольких условий:

  • предоставлении определенных документов;
  • признании этического кодекса ассоциации, определяющего принципы деятельности и поведенческие моменты.

Количество коллекторских агентств постепенно увеличивается, к мерам по взысканию задолженностей прибегают и сами кредиторы. НАПКА – это профессиональная организация, методики работы которой – часть упорядоченной системы, официально утвержденного регламента.

Ассоциация содействует и корректирует деятельность современного рынка возврата просроченных кредитов. Защищает права потребителей, делает более доступным применение финансовых инструментов.

Главная цель ее создания заключалась в обеспечении прозрачной работы рынка коллекторов. Один из принципов работы ассоциации состоит в соблюдении этических норм во взаимоотношениях с неплательщиками.

НАПКА развивает инфраструктуру коллекторских услуг в целом по РФ, активно взаимодействует с государством. Участвует в разработке законов, направленных на управление долгами, срок выплаты которых истек. 

У ассоциации есть право разработки рекомендаций, связанных с агентированием, заключением договоров цессии, а также методик исследования рынка взыскания. НАПКА утверждает стандарты коллекторской деятельности.

До 25 ноября! Получите бесплатно персональный план выхода из долгов за 47 минут и конечную стоимость процедуры
Наши юристы подготовят для вас:
  • Анализ вашей текущей ситуации
  • Расчет оптимальной стратегии погашения долгов
  • Прогноз сроков и суммы списания при банкротстве
Уже 265 человек получили план выхода из долгов
*Отправляя формы на данном сайте, вы даете согласие на обработку  персональных данных в соответствии с ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 N 152-ФЗ
Отправляя свои данные, Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Перейти в чат

Одна из главных ее функций заключается в образовательной и методической поддержке участников ассоциации.

Кроме этого НАПКА:

  • продвигает интересы членов ассоциации в государственных органах;
  • контролирует работу коллекторских служб;
  • содействует в урегулировании конфликтов, которые возникают между потребителями и участниками ассоциации.
Секретные методики юристов: 3 документа, которые помогут списать до 100% долгов без потерь
author
Светлана Яурова
Главный эксперт ФЦБ
В современном мире многие сталкиваются с проблемой банкротства, не зная, как с ней справиться. Это может быть сложным процессом, но с правильной подготовкой все возможно.
Мы подготовили для вас подборку полезных материалов, документов и чек-листов вам в помощь, которые доказали свою результативность. Мы искренне хотим помочь вам укрепить ваше финансовое благополучие и начать жить без долгов
Да, это бесплатно! Скачайте бесплатно и узнайте, как преодолеть финансовые трудности без стресса.
author
Светлана Яурова
Главный эксперт ФЦБ

Все участники НАПКА обязуются следовать принципам честности, добросовестности, объективности и конфиденциальности в своей деятельности. Их обучение и сертификация выполняются в соответствии с требованиями ассоциации.

Официальный сайт НАПКА содержит информацию о ее активном сотрудничестве с банками, страховыми организациями, государством. Главная цель состоит в обеспечении максимально результативного взаимодействия между ними и коллекторами.

НАПКА следит, чтобы соблюдались законы о взыскании долгов. Проводит регулярные проверки членов на предмет соответствия требованиям законодательства и этическим стандартам. 

Подобные проверки носят как плановый, так и внеплановый характер. Первые выполняют каждый год, вторые – при поступлении жалоб от госорганов и физических лиц. 

В ходе проверок НАПКА оценивает деятельность коллекторских агентств по нескольким параметрам:

  • этичности;
  • качеству предоставляемых услуг;
  • соблюдению требований законодательства;
  • обеспечению конфиденциальности данных.

Ассоциация выясняет, соблюдают ли коллекторы этические нормы, принципы делового поведения, насколько хорошо справляются со своей работой, какие меры принимает для обеспечения конфиденциальности персональных данных.

При выявлении нарушений НАПКА прибегает к мерам дисциплинарного взыскания. 

Члены ассоциации НАПКА и требования к участникам

В НАПКА состоят не только российские организации, но и международные, оказывающие услуги на европейском и азиатском рынке.

Коллекторские агентства вступают в ассоциацию добровольно. Она помогает своим членам, стремящимся работать с соблюдением международных стандартов, активно участвовать в развитии рынка. Все организации в составе НАПКА в своей деятельности руководствуются действующим законодательством. Каждая из них подписывает этический кодекс по взысканию долгов, неукоснительно ему следует.

Постепенно НАПКА обрела статус главного регулятора положений по возвращению задолженностей, внесла большой вклад в их утверждение. 

Многие банки подписывают соглашения, руководствуясь стандартами, разработанными национальной ассоциацией коллекторских агентств. Она контролирует все способы деятельности членов, рассматривает обращения и жалобы, поступающие на коллекторов.

В списке ее членов значится «Национальная служба взыскания», «Финансовое агентство по сбору платежей», «Агентство юридического взыскания и сопровождения», «М.Б.А. Финансы».

Членство в этой ассоциации предполагает соблюдение положений этического кодекса, утвержденного НАПКОЙ. Примечательно, что в ней состоят службы, находящиеся в «красной» (рискованной) зоне реестра ФССП. Например, «М.Б.А. Финансы», что создает определенные противоречия.

Миссия НАПКА заключается в развитии «цивилизованного» рынка взыскания. Получить членство в ассоциации могут только те агентства, которые согласны соблюдать ее Устав и Кодекс. Одно из положений Кодекса предусматривает привлечение коллекторской службы к дисциплинарной ответственности (пункт 9.1). 

Еще одно важное условие связано со страхованием профессиональной деятельности. Но это стандартное требование, предъявляемое ко всем коллекторским агентствам. При его невыполнении деятельность будет незаконной. Подобное страхование обеспечивает материальную защиту при нанесении ущерба жизни, здоровью, активам третьих лиц.

Для вступления в НАПКА у агентства должен быть статус персональных данных (ОПД). Деятельность коллекторских служб предполагает обработку большого количества конфиденциальных сведений. Статус ОПД подтверждает соответствие организации законодательным предписаниям в сфере защиты персональных данных.

Агентство должно заботиться о своей репутации. Важен этический подход к работе. От каждого претендента требуется предоставление справки, подтверждающей, что у организации и руководства отсутствует судимость.

Также важна оплата членского взноса в размере, предусмотренном Уставом НАПКА.

Как подать жалобу в НАПКА на коллекторов

Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств полностью исключает использование несанкционированных методик по типу запугиваний, шантажа и некорректного взаимодействия с должниками. Жалобу на такие действия со стороны коллекторов можно подать на официальном сайте НАПКА. Виновника привлекут к административной ответственности. Размер штрафа может достигать 500 тыс. руб. 

Позвоните на горячую линию НАПКА, чтобы узнать, как подать жалобу на коллекторов. Претензия формируется в произвольной форме, в ней не должно содержаться ненормативной лексики. После рассмотрения заявления выносится вердикт, о котором подавшего его гражданина уведомляют по контактам из обращения. 

На официальном сайте НАПКА есть раздел «Отправить обращение». Важно детально описать суть жалобы, добавить в нее больше сведений (например, дату и место нарушения, название коллекторской службы). Это ускорит рассмотрение обращения. При наличии документации, доказывающей обоснованность жалобы в виде копии соглашений, скриншотов переписки с коллекторами, приложите ее к форме на сайте. Обращение рассматривает экспертный совет НАПКА. Одновременно можно подать жалобу в ФССП.

НАМКА выполняет множество важных функций, регулирует взаимоотношения между должниками и коллекторами. Количество состоящих в ассоциации агентств, занимающихся взысканием долгов, постепенно увеличивается. Жалобу на коллекторов в НАПКА легко подать онлайн.

Читайте также
Поручитель по кредиту: права и обязанности
Кредиты/займы
Поручитель по кредиту: права и обязанности
Кто это? Поручитель по кредиту – лицо, которое берет на себя ответственность за выполнение обязат...
Подробнее
Банкротство госслужащего: нюансы процедуры и последствия
Банкротство
Банкротство госслужащего: нюансы процедуры и последствия
С финансовыми сложностями может столкнуться любой человек, даже тот, кто состоит на государственн...
Подробнее
Реестр требований кредиторов: зачем нужен, порядок подачи заявления, документы
Кредиты/займы
Реестр требований кредиторов: зачем нужен, порядок подачи заявления, документы
О чем речь? Реестр требований кредиторов – документ, определяющий список лиц, претендующих на иму...
Подробнее
Полная стоимость кредита: что нужно знать заемщикам
Кредиты/займы
Полная стоимость кредита: что нужно знать заемщикам
Что такое полная стоимость кредита? Она представляет собой общую сумму денег, которую заемщик дол...
Подробнее
Внешнее управление при банкротстве: для чего нужно и что даёт
Банкротство
Внешнее управление при банкротстве: для чего нужно и что даёт
О чём речь? Внешнее управление при банкротстве – это процедура, направленная на восстановление пл...
Подробнее
Кредит в случае смерти заемщика: что происходит с остатком задолженности
Кредиты/займы
Кредит в случае смерти заемщика: что происходит с остатком задолженности
О чем речь? Кредит в случае смерти заемщика не аннулируется. В большинстве случаев остаток задолж...
Подробнее
Госпошлина при банкротстве физических лиц, депозит суда и другие платежи
Банкротство
Госпошлина при банкротстве физических лиц, депозит суда и другие платежи
Банкротство физического лица, по сути, призвано избавить гражданина от бремени долгов. И если пр...
Подробнее
Что будет, если не платить ипотеку: штрафы, пени, изъятие жилья
Кредиты/займы
Что будет, если не платить ипотеку: штрафы, пени, изъятие жилья
Что будет, если не платить ипотеку? В зависимости от длительности просрочки возможны различные по...
Подробнее
Задолженность по налогам: как узнать и оплатить
Финансы
Задолженность по налогам: как узнать и оплатить
О чем речь? Задолженность по налогам – сумма всех начисленных и неуплаченных налоговых поступлени...
Подробнее
Видео