Что такое факторинг? Это финансовый инструмент, позволяющий бизнесу продавать товары или услуги с отсрочкой платежа, избегая «застоя» финансов и трудностей с получением оплаты от клиентов. В схеме участвуют три стороны: продавец (кредитор), покупатель (дебитор) и агент (фактор), являющийся связующим звеном.
Чем полезен? Факторинг обеспечивает предприятие реальными денежными средствами, ускоряет оборот капитала, повышает доходность и снижает риски поставщика. Многие могут подумать, что он похож на кредит, но это абсолютно разные финансовые продукты.
Понятие факторинга
Под термином «факторинг» понимается особый способ финансирования, когда деньги привлекаются в результате продажи суммарной дебиторской задолженности компании. Покупателем выступает специальная факторинговая организация (так называемый «фактор»).
Таким образом, бизнес может наперед получить часть средств по неоплаченным счетам своих клиентов. Для проведения такой процедуры обычно заключается факторинговое соглашение сроком на несколько лет. По этому документу агент будет обеспечивать как внутреннюю, так и международную дебиторскую задолженность.
Чтобы понять, что такое факторинг, полезно рассмотреть конкретный пример. Имеется компания, оказывающая определенные услуги с возможностью отсроченных платежей. Выставляемые клиентам счета будут формировать выручку. Допустим, один из покупателей задерживает перевод средств за оказанную услугу. Тогда компания заключает соглашение с факторинговой организацией, которая фактически оплачивает счет должника. За эту услугу агент берет некоторую комиссию, которая автоматически вычитается из суммы дебиторской задолженности либо покрывается предприятием с определенной периодичностью в течение срока действия договора.
Управление долгами — это стандартная услуга факторинговых фирм. В рамках этой деятельности агент может самостоятельно оценивать платежеспособность клиентов компании либо давать советы этому предприятию по предоставлению отсрочки взносов. Покупатели в конкретное время оповещаются о необходимости погашать счет.
Благодаря факторингу бизнес избавляется от рисков кассовых разрывов и отсутствия платежей от потребителей. Оборотный капитал своевременно пополняется, что способствует увеличению клиентской базы, расширению ассортимента, повышению объемов производства. Как результат, увеличивается доход предприятия.
Виды факторинга
Используется классификация по целям бизнеса. Наибольшее распространение нашли две разновидности факторинга — с регрессом и без него. Принципиальное различие между ними заключается в том, кто именно берет на себя риски в отсутствие платежей клиентов по счетам. В первом случае ответственной стороной назначается фактор, во втором — сама компания.
В настоящее время становится все более популярным реверсивный (закупочный) вид факторинговых услуг. Здесь участником договора с агентом становится сам клиент со всеми вытекающими обязательствами. Ниже подробнее описано, что такое закупочный факторинг.
Далее разберем каждый вид факторинговых услуг.
- С регрессом.
Чтобы понимать, что такое факторинг с регрессом, нужно прежде всего учитывать ответственность каждой стороны договора. В этом случае дебиторская задолженность остается у компании, которая берет на себя все риски неоплаты по счетам. Факторинговая фирма сначала лишь частично закрывает сумму клиентского долга. Если покупатель в течение оговоренного периода не оплачивает счет, формируется обратная уступка в виде кредита. На основании этого агент требует от компании возврата выплаченных средств и комиссионных сборов. Такая разновидность факторинга считается наиболее простой и дешевой.
- Без регресса.
Данный вариант напоминает услугу страхования с выплатой страхового возмещения. Нужно знать, что такое регрессный факторинг, и тогда разница с вариантом без регресса будет очевидна. Здесь все риски на себя берет агент. Дебиторская задолженность также полностью выкупается им. Соответственно, компания получает единым платежом полную сумму по неоплаченным счетам. Если клиент не погашает задолженность в течение заданного периода, фактор напрямую договаривается с данным клиентом об условиях погашения. Выплаченные компании средства при этом возврату не подлежат. Данная разновидность факторинговых услуг хотя и дороже предыдущего варианта, но минимизирует финансовые риски поставщика.
- Реверсивный (агентский, закупочный) факторинг.
О том, что такое агентский факторинг, простыми словами мы вкратце рассказали выше. Процесс инициируется заинтересованным заказчиком для финансирования дебиторской задолженности своих поставщиков. Оплата счетов возлагается на привлеченный банк по специальной ускоренной ставке. Тем самым снижаются издержки бизнеса, а взаимоотношения компании и заказчика оптимизируются.
- Анализ вашей текущей ситуации
- Расчет оптимальной стратегии погашения долгов
- Прогноз сроков и суммы списания при банкротстве
Прежде всего инициирующая сторона обращается в банковское учреждение с просьбой выступить в качестве посредника. Если оно соглашается оказывать такие услуги между заказчиком и компанией, далее обсуждаются условия работы. Затем, когда все финансовые детали оговорены, кредитное учреждение оплачивает часть счетов компании, которая соглашается возместить комиссию заказчику за предоставленные услуги. Таким образом поставщик получает часть денег по долгам своих клиентов. Заказчик, выступая в роли фактора, при содействии банка закрывает эти счета, а позднее расплачивается с ним.
Все три стороны соглашения в итоге имеют свою выгоду. Сложность может возникнуть при выборе банка. Некоторые учреждения чаще всего работают на условиях факторинга только с крупными заказчиками, обладающими проверенной платежеспособностью, и поэтому несущими невысокие кредитные риски. С небольшими фирмами банки предпочитают не связываться. Они считаются более рискованными. Тем не менее, и такого рода сотрудничество не исключается.
Помимо рассмотренной стандартной классификации факторинга могут использоваться и дополнительные. Например, существует разделение по географии (международный, внутренний) и по взаимодействию с клиентом (закрытый, открытый). Последний вариант рассмотрим подробнее.
- Закрытый и открытый факторинг.
В первом случае клиент компании не информируется о переуступке требований факторинговой фирме либо банковскому учреждению. Чтобы разобраться, что такое закрытый факторинг, полезно рассмотреть пример. Допустим, компания занимается поставкой продукции клиенту на условии отсроченного платежа. Параллельно она заключила договор с факторинговой фирмой. Если покупатель задерживает оплату, ее осуществляет агент и таким образом без уведомления покупателя принимает уступку задолженности. Деньги поступают на счет поставщика, который затем рассчитывается с факторинговой компанией.
В отличие от закрытой схемы, в открытом факторинге клиент уведомляется о заключении соответствующего договора. Покупатель в этом случае рассчитывается напрямую с фактором.
- Международный и внутренний факторинг.
Основное различие между этими двумя видами заключается лишь в местонахождении поставщика и покупателя. Факторинг считается внутренним, когда обе стороны находятся на территории одного государства. Если продавец и клиент расположены в разных странах, факторинговые услуги оказываются по международной схеме.
В последнем варианте компания зачастую обслуживается по долго- или бессрочному договору в рамках внешнеэкономической деятельности. Как правило, одной из сторон такой сделки является банковское учреждение, способное выкупить финансовое требование. Работа по международной схеме дает гарантию, что все участники соглашения будут выполнять обязательства. В процессе взыскания средств обычными способами могут возникать сложности, связанные с различиями в законодательстве разных стран. В международном факторинге такие проблемы исключены.
Схема и порядок оформления факторинга
Алгоритм работы компании с агентом следующий:
- Заключение факторингового договора.
- Поставка продукции клиенту, информирование об этом агента.
- Оплата фактором суммы по счету продавца.
- Оплата клиентом счета в пользу агента в определенный срок.
- Дополнительные мероприятия, связанные с контролем осуществления сделки.
На предварительном этапе факторинговая фирма проверяет поставщика и клиента на благонадежность. При этом происходит сбор сведений о сторонах сделки, выполняется оценка рисков. В условиях неблагополучной экономической ситуации покупатель проверяется особо тщательно. В рамках контроля сделки фактор анализирует выполнение обязательств по договору. В случае нарушений принимаются соответствующие меры.
Перед обращением в подходящую факторинговую организацию и заключением договора нужно собрать комплект необходимой документации.
В частности, потребуются:
- учредительные документы, паспорт генерального директора, приказ о его назначении;
- бухгалтерские отчеты;
- информация о сделке.
Стандартной формы факторингового договора нет. Но в любом случае документ должен содержать перечень оказываемых услуг, их стоимость, а также конкретные обязательства, которые могут быть уступлены. Как минимум, это требование об оплате задолженности.
Отличие факторинга от кредита
Несмотря на то, что в обоих случаях мы имеем дело с заемными деньгами, есть несколько принципиальных отличий факторинга от классического кредитования:
- Нет залогов и поручителей.
- Отсутствие необходимости в привлечении дополнительных средств (оплата услуг осуществляется в виде процентов от суммы платежа).
- Возможность использования денег на любые нужды (в отличие, например, от целевого банковского кредита).
- Отсутствие договора, когда покупателем является физическое лицо.
- Применимость только при условии отсроченного платежа клиента по отношению к поставщику.
С точки зрения бизнеса однозначные преимущества одного вида перед другим выделить сложно. Факторинговые услуги и кредитование следует рассматривать просто как разные финансовые инструменты, преследующие особые цели.
Преимущества факторинга
Для поставщика здесь имеются несколько плюсов.
- Можно получить деньги без дополнительной гарантии. С этой стороны факторинг явно выгоднее кредита: обеспечительный актив – сама дебиторская задолженность.
- Отсутствуют ограничения по использованию средств. Деньги, полученные поставщиком от фактора, можно расходовать на любые нужды. Кредитные же средства часто выдаются только на цели, прописанные в договоре.
- Экономится время поставщика. Нет необходимости возвращать долг в случае факторинга без регресса — эту задачу берет на себя агент.
С точки зрения покупателя основным преимуществом можно назвать возможность оплаты товара с отсрочкой и зачастую по выгодной цене. Большие скидки клиентам предлагаются поставщиками в обмен на сделку через факторинговую компанию.
Неоплаченные счета со стороны покупателей при работе на условиях с длительными сроками оплаты могут послужить серьезной преградой для развития бизнеса.
Проблема решается заключением факторингового договора. Благодаря данному инструменту можно изменить правила игры в интересах и поставщика, и покупателя.
Часто задаваемые вопросы о факторинге
Что такое факторинг в банке?
Финансовая организация в данном случае имеет право требовать сумму от клиента поставщика. Сама же факторинговая фирма получает от банка весь объем задолженности и выплачивает ее поставщику за минусом комиссии.
Когда выгодно пользоваться факторингом?
Максимальная эффективность данных услуг достигается, когда полученные от агента деньги инвестируются в закупку или производство продукции. Последняя в свою очередь реализуется покупателям также с отсрочкой платежа и с возможностью своевременного финансирования от факторинговой организации.
Кому подойдут факторинговые услуги?
Наибольшей популярностью они пользуются в производстве, а также среди компаний нефтегазового, металлургического и энергетического секторов. Кроме того, определенную востребованность данные услуги имеют в строительстве и ремонте.
Итак, факторинг является перспективным финансовым инструментом, позволяющим предприятиям сразу получать денежные средства от клиентов по отсроченным счетам. Покупатели участвуют в таких сделках на прежних условиях, но рассчитываются не с продавцом, а с факторинговой организацией, которая заранее перечисляет ему деньги. Благодаря этой схеме поставщики сокращают финансовый цикл, сохраняя возможность отсрочки оплаты для клиентов.