По закону взаимодействие с должником, направленное на возврат просроченной задолженности, вправе осуществлять сам кредитор (МФО, банк) либо лицо, действующее от имени и/или в интересах кредитора. Вторую категорию лиц принято называть коллекторами.
Коллекторская деятельность жестко регламентируется государством и все, кто действуют иначе, чем по федеральному закону за номером №230-ФЗ, заслужили носить позорное звание «черного коллектора».
Правила общения с черными коллекторами
Разберем ряд правил, соблюдая которые можно отстоять свои права перед недобросовестными взыскателями и не попасть в неприятности.
Правило 1: не разговаривайте с незнакомцами.
Закон обязывает коллектора сообщить вам свою фамилию, имя, отчество, наименования коллекторского агентства и кредитора, в интересах которого взыскивается долг. Вы можете потребовать документы, подтверждающие полномочия непрошеных гостей, уточнять многократно информацию, записать визит или телефонный звонок на диктофон.
- Анализ вашей текущей ситуации
- Расчет оптимальной стратегии погашения долгов
- Прогноз сроков и суммы списания при банкротстве
На сайте ФССП желательно проверить, действительно ли организация включена в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности. Если ответов на ваши вопросы не последует либо они будут неполными, то дальше не стоит продолжать общение.
Правило 2: ничего не платите коллектору. Никогда легальный взыскатель не предложит отдать ему долг наличными средствами или иным имуществом, не оставит номер своей банковской карты. Максимум – посоветует, как можно погасить долг и предоставит реквизиты кредитора.
Правило 3: не позволяйте превышать лимиты. Законом установлено: личное общение – не чаще 1 раза в неделю, звонки – не чаще 2 раз в неделю по 1 разу в сутки, смс – 4 штуки в неделю.
Запомните, коллекторские организации не имеют права применять к должнику и членам его семьи какие-либо меры принуждения или физическую силу, унижать или оскорблять, оказывать психологическое воздействие, изымать имущество и т. п.
Черные коллекторы: как с ними бороться
Жалуйтесь:
- В Центробанк – на банки и МФО. Банки не имеют права продать долг коллектору, сведения о котором не включены в госреестр ФССП.
- В ФССП – на агентства коллекторов. Приставы обязаны принять меры по каждому нарушению статьи закона. Самыми частыми являются жалобы по вопросу хамского поведения коллекторов и превышения допустимых лимитов взаимодействия с должниками.
- В МВД или прокуратуру – по факту уголовного или административного правонарушения (если черные коллекторы угрожают жизни или здоровью, портят имущество, предпринимают попытки проникнуть в жилище, занимаются вымогательством).
- В Роскомнадзор – при разглашении либо передаче ваших персональных данных и при звонках с разных номеров.
- В НАПКА – по любому вопросу, оставив заявку на их сайте. Эта организация старается максимально блюсти репутацию профессии коллектора.
Жалуясь, необходимо прикрепить доказательства нарушений черного коллектора, например, документы, аудио- и видеозаписи и пр.
Важно, что с первого дня просрочки должник вправе заявить о своем желании общаться через адвоката, после чего все переговоры будут проходить, не беспокоя должника. Если с момента начала просрочки прошло 4 месяца, закон позволяет полностью отказаться от общения с кредитором и/или коллекторами, направив соответствующее заявление кредитору.
Когда вообще нет финансовой возможности расплатиться по обязательствам, признайте себя банкротом. Законно и эффективно сделать это помогут наши специалисты.