О чем речь? Нормативно-правовое регулирование банкротства – комплекс законов, постановлений и других актов, которые устанавливают порядок процедуры признания финансовой неспособности субъекта и организации раздела его имущества между кредиторами.
На что обратить внимание? Основой законодательной базы о банкротстве является Федеральный закон № 127-ФЗ. Отдельные вопросы регулируются нормами Арбитражного процессуального кодекса РФ, Гражданского процессуального кодекса РФ, Закона № 229-ФЗ и исходя из судебной практики.
Что такое банкротство
Банкротство означает списание долгов на законном основании. С человека, признанного банкротом, снимается обязанность выплачивать долги по следующим обязательствам:
- займы в микрофинансовых организациях;
- налоги;
- банковские кредиты, включая ипотеку;
- оплата коммунальных услуг.
В этот перечень не входят выплаты по алиментам и компенсация ущерба жизни и здоровью других людей.
При запуске делопроизводства начисление процентов по кредитам, а также пеней и штрафов по долгам прекращается. После окончания процедуры банкротства происходит списание всех неустоек. Ограничения, действующие в процессе банкротства:
- запрет на использование счетов и банковских карт;
- запрет на покупку и продажу недвижимости;
- запрет на оформление кредитов;
- все доходы сверх прожиточного минимума идут на погашение задолженностей.
Закон № 127-ФЗ разрешает применять к физическому лицу, ставшему неплатежеспособным, следующие меры:
- реструктуризация долга;
- продажа имущества;
- заключение мирового соглашения.
Гражданин имеет право начать процедуру банкротства, если соблюдаются следующие условия:
- общий размер задолженности превышает 50 000 рублей;
- долги не выплачиваются минимум три месяца;
- отсутствует возможность возврата задолженности (человек не имеет дохода и имущества, посредством которых можно погасить долги).
Если сумма долга больше 500 000 рублей и заемщик видит, что вернуть деньги кредиторам он не в состоянии, то ему необходимо в течение месяца подать заявление в суд. В противном случае на него может быть наложена административная ответственность и будет отказано в списании задолженности через банкротство.
Чтобы стать банкротом, можно подать заявление в МФЦ по месту жительства либо в арбитражный суд. Закон не касается долгов по возмещению материального ущерба, нанесенного здоровью и жизни других людей, а также на долги по алиментам.
Правовое обеспечение процедуры банкротства
Правовое обеспечение банкротства состоит в принятии законодательных актов на государственном уровне. Кроме того, некоторые моменты процесса разъясняются судебной практикой.
Соблюдать и использовать законы и судебную практику должны все участники процесса:
- неплательщик;
- кредиторы с текущими обязательствами или реестровыми требованиями;
- финансовый управляющий;
- организаторы и участники торгов при продаже имущества;
- арбитражный суд;
- сотрудники МФЦ.
- Анализ вашей текущей ситуации
- Расчет оптимальной стратегии погашения долгов
- Прогноз сроков и суммы списания при банкротстве
Нормативно-правовое регулирование несостоятельности (банкротства) основано на Федеральном законе № 127-ФЗ. Некоторые вопросы также регулируются ГПК Российской Федерации и АПК РФ, судебной практикой, Законом № 229-ФЗ. Регуляцию процедуры банкротства государство осуществляет посредством принятия нормативных актов, а также разработкой дополнений и изменений к ним. Кроме того, решения от имени государства имеют право принимать многофункциональные центры и арбитражные суды.
Все дела в ходе процедуры можно вести лично либо при помощи представителя. Второй вариант требует написания доверенности, заверенной у нотариуса. В АПК РФ, согласно которому проводится судебное дело о банкротстве, приведен список полномочий, которые имеют представители. Таким образом, на них также распространяются законодательные акты, регулирующие банкротство.
Нормативное регулирование банкротства
В первую очередь в систему регулирования входят федеральные нормативные акты, содержащие определения и термины, основы процесса банкротства, правила осуществления различных этапов, порядок принятия решений. Региональные и муниципальные органы власти не имеют права принимать подобные нормативные акты.
Правовая характеристика несостоятельности такова, что банкротство физического лица проводится по более простым правилам, чем при осуществлении предпринимательской деятельности. Например, индивидуальные предприниматели, желающие стать банкротами, должны подавать предварительное заявление о таком решении. Также, если человек объявляет себя банкротом, находясь в статусе ИП, то новое предприятие ему запрещается открывать в течение 5 лет.
Федеральный закон № 127-ФЗ
Данный закон является главным источником права в области банкротства. Первоначально в нем предусматривались нормы проведения процедуры банкротства только юридических лиц. Однако с 2015 года право на данную процедуру получили и физические лица, поэтому Закон был дополнен специальным разделом. В 2020 году в Закон были внесены еще некоторые статьи, в соответствии с которыми нужно проводить нормативно-правовое регулирование внесудебного банкротства.
В отношении неплательщика Законом утверждены следующие нормы:
- условия и основания для подачи заявления в МФЦ или арбитражный суд;
- перечень документов для МФЦ или суда и требования к их содержанию;
- описание всех стадий процедуры, начиная от приема заявления и открытия дела и заканчивая продажей активов и списанием задолженностей;
- список прав и обязанностей неплательщика, возникающих на время проведения процедуры;
- возможные последствия в отношении неплательщика, его имущества и доходов, которые могут иметь место после инициации банкротства;
- основания для принятия решений о списании долгов или для отказа в этом;
- перечень последствий, возникающих по результатам завершения процедуры.
Официальное решение о неплатежеспособности гражданина принимается многофункциональным центром или арбитражным судом. Но до вынесения решения суда все мероприятия и ключевые действия осуществляет управляющий. Например, он составляет и подает отчет по результатам каждого этапа процедуры и расчета с кредиторами.
Практически ежегодно в закон вносятся дополнения и изменения, многие из которых не влияют на ведение процедуры, а только уточняют существующие правила и нормы. Последние поправки, заметно изменившие порядок процедуры, были внесены в 2023 году. В соответствии с ними происходит регулирование внесудебного банкротства через МФЦ.
Арбитражный процессуальный кодекс РФ (АПК РФ)
Судебные дела проводятся в соответствии с определенной нормативно-правовой базой. Поскольку судебное банкротство осуществляется через арбитраж, применяется АПК РФ.
Кодекс содержит следующие положения и нормы:
- Правила подачи документации в суд — это актуально при выборе судебного органа, а также при отправке копии заявления кредиторам и так далее.
- Права и обязанности сторон — это важно для первого заседания суда, на котором проводится проверка обоснованности иска.
- Правила подачи и рассмотрения жалоб, заявлений и ходатайств — это нужно, если неплательщик, например, считает, что действия управляющего незаконны, и хочет их обжаловать.
- Правила вступления в силу судебных актов — это, например, влияет на переход между разными этапами банкротства.
Правовое регулирование АПК РФ не касается проведения внесудебного банкротства. Если процедура проводится через МФЦ, используется Закон № 127-ФЗ.
Гражданский процессуальный кодекс РФ (ГПК РФ)
Нормы этого кодекса регулируют гражданские дела в районных или мировых судах. Хотя данные органы не участвуют в процедуре банкротства, Гражданский процессуальный кодекс содержит некоторые важные нормы. В первую очередь это статья 446 ГПК РФ, в которой приводится перечень имущества, не подлежащего продаже во время исполнительного производства и банкротства.
ГПК РФ не является основанием для подтверждения неплатежеспособности, но данная статья всегда учитывается управляющими, которые ведут дело. Кредиторы имеют право проверить, на каком основании то или иное имущество исключено из реализации. Если они установят, что это было сделано незаконно, то могут подать жалобу.
Также в Гражданском процессуальном кодексе указан порядок вступления в силу решений суда и правила представления исполнительных документов. Это имеет значение для подготовки документации как со стороны должника, так и со стороны кредиторов. Таким образом, некоторые требования могут быть заявлены в реестр только тогда, когда есть решение суда о взыскании.
Закон № 229-ФЗ
Этот Федеральный закон является основным нормативным актом, регулирующим исполнительное производство. Некоторые его положения имеют отношение и к банкротству.
Для неплательщиков актуальны следующие нормы:
- правила прекращения производства из-за отсутствия имущества, поскольку это дает право провести внесудебное банкротство (через МФЦ);
- запрет на взыскание по исполнительным листам после начала процедуры банкротства (мораторий не касается некоторых видов задолженностей);
- порядок завершения производства после списания задолженностей посредством банкротства.
Также в Законе говорится о том, что приставы обязаны передавать управляющему материалы по исполнительным производствам при открытии судом дела о банкротстве. Сами приставы в этом процессе не участвуют.
Судебная практика
Пленум Верховного Суда Российской Федерации регулярно принимает обзоры судебных дел и постановления. Посредством таких актов идет разъяснение законодательных норм и создается общая для всех судов практика рассмотрения подобных дел.
По части банкротства граждан используется постановление Пленума Верховного Суда № 45, принятое после того, как в Закон № 127-ФЗ внесли нормы о банкротстве физических лиц.
Также играет важную роль и судебная практика по отдельным делам. Так, в 2021 году появились акты судебных заседаний, которые подтверждают законность продажи единственного жилья неплательщика при банкротстве.
Хотя для этого необходимо соблюсти большое количество условий, кредиторы получили еще одну возможность защитить свои интересы.
Основным моментом, разрешающим реализовать единственное жилье, является его площадь. Она должна быть больше существующих норм, предусмотренных для гражданина и членов его семьи. Кроме того, жилье должно быть куплено в то время, когда у должника уже были долги, которые он не в состоянии вернуть.
Роль государства в регулировании процедуры банкротства
Государство принимает непосредственное участие в регулировании процесса банкротства. Основные решения от его имени принимаются многофункциональными центрами и арбитражным судом.
Также федеральные законы предусматривают наличие управляющего, который должен вести дело. Такие нормативные акты указывают статус управляющего, прописывают его права и обязанности и порядок вступления в СРО.
Нормативно-правовое регулирование банкротства физических лиц также касается привлечения неплательщика к уголовной либо административной ответственности. Такое возможно, например, при преднамеренном характере банкротства, противоправных действиях с имуществом и других нарушениях законодательства.
Правоохранительные органы, судебные приставы, другие структуры и должностные лица ведут уголовные и административные процессы от имени государства. Они выносят решения, на основании которых арбитражный суд может не удовлетворить иск о списании долгов.
Поправки в законодательной базе о банкротстве
В августе 2023 года был подписан Закон № 474-ФЗ, который внес следующие поправки в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»:
- Сумма долга, при которой можно инициировать внесудебное банкротство, составляет 25 000–1 000 000 рублей.
- Повторный процесс внесудебного банкротства можно начинать через 5 лет (раньше этот срок был 10 лет).
- Изменен порядок прохождения процедуры для тех, кто получает пособие по уходу за ребенком, и пенсионеров.
- Срок реструктуризации, применяемый при судебном банкротстве физического лица, увеличен с 3 до 5 лет.
Все эти нормативные акты составляют лишь часть законов, регулирующих процесс банкротства. На самом деле, документов намного больше, но без соответствующего образования и опыта работы в банкротстве разобраться в них очень тяжело.
Часто задаваемые вопросы о нормативно-правовом регулировании банкротства
Какие показатели несостоятельности предусмотрены на законодательном уровне?
Это недостаточность имущества и неплатежеспособность. Для начала процедуры банкротства не нужно ждать, когда задолженность станет больше 500 000 рублей.
Какие последствия могут быть, если не соблюдаются нормативно-правовые аспекты банкротства?
Если нормативно-правовое регулирование не соблюдается или ведется неправильно, то может иметь место несправедливый раздел имущества, нарушение прав кредиторов, рост денежных потерь и негативное влияние в целом на экономику.
Как нормативно-правовое регулирование банкротства помогает развитию экономики?
Нормативно-правовое регулирование банкротства в России способствует росту экономики, благодаря обеспечению устойчивости финансовой системы и защите прав участников рынка. Кроме того, это позволяет компаниям и физическим лицам восстановиться после финансовых проблем.
Нормативно-правовое регулирование банкротства имеет большое значение для современной экономики, влияет на устойчивость финансовой системы, защищает интересы кредиторов и дает возможность должнику встать на ноги после финансового кризиса. Правильное использование законов, касающихся банкротства, повышает уровень доверия к финансовым институтам и влечет экономический рост.