Российские законодатели внимательно следят за действиями коллекторских агентств. Их главная цель в том, чтобы коллекторы не нарушали права и интересы граждан. Поэтому в законы, которые контролируют деятельность подобных компаний, на постоянной основе вносятся коррективы.
В статье мы рассмотрим, что нового в законе о коллекторах, как регулируется их деятельность, какие права и запреты в отношении должников, куда жаловаться при нарушениях.
Законодательство о деятельности коллекторов
Деятельность коллекторских агентств в России регулируется Федеральным законом № 230-ФЗ, который был принят 1 января 2017 года. Закон вводит целый ряд ограничений, которые касаются взаимодействия взыскателей с должниками. В 2019 году в Верховном суде РФ пояснили, что отныне переуступать долг коллекторским агентствам кредитные организации могут только в том случае, если такая возможность предусматривается заключенным с заемщиком договором. Если в договоре такого пункта нет, переход задолженности к коллекторам отменят в суде (если заемщик в суд обратится).
Другие законы, связанные с коллекторами:
- № 231-ФЗ от 3 июля 2016 года. Закон определил дополнительные регламенты для МФО и коллекторских компаний.
- № 476-ФЗ от 29 декабря 2014 года и № 127-ФЗ от 1 октября 2015 года. Эти законы регулируют процедуры банкротства физических лиц.
- № 254-ФЗ. Закон запрещает коллекторам общаться с третьими лицами без их согласия.
Что могут коллекторы по новому закону: права и полномочия
Изучите предусмотренные законодательством возможности коллекторов, чтобы при общении с ними чувствовать себя максимально уверенно.
Коллекторы могут:
- звонить 1 раз в сутки, 2 раза в неделю, 8 раз в месяц;
- писать СМС не чаще 2 раз в сутки, 4 раз в неделю, 16 раз в месяц;
- посещать жилище должника не чаще 1 раза в неделю (сразу несколько сотрудников нанести визит не могут);
- связываться с родственниками и коллегами заемщика для уточнения данных (разглашать информацию о долге третьим лицам нельзя);
- проводить процедуры взыскания без физического воздействия и психологического давления;
- сообщать должнику о размерах его долга;
- давать бесплатные консультации;
- проводить реструктуризацию долга;
- предоставлять должнику финансовые послабления.
Что запрещено коллекторам в отношении должника
До 2017 года коллекторы чувствовали себя весьма вольготно. В отношении должников они нередко позволяли себе вещи, которые вряд ли можно вписать в рамки добропорядочности. В 2017 году, в момент вступления описанного выше Федерального закона, все изменилось. Коллекторов сильно ограничили в их возможностях.
- Анализ вашей текущей ситуации
- Расчет оптимальной стратегии погашения долгов
- Прогноз сроков и суммы списания при банкротстве
Что коллекторам запрещено:
- Коллекторы не могут звонить должникам ночью. По будням они могут звонить до 20:00, в выходные – до 22:00.
- При каждом контакте с заемщиком коллектор должен представиться и назвать наименование своей коллекторской компании. Если должник желает уточнить регистрационные сведения о компании, коллектор обязан их назвать.
- Проводить конфискацию имущества. Такие процедуры проводят исключительно судебные приставы.
- Применять угрозы, нецензурную лексику, запугивание, шантаж, насилие.
- Требовать возврата долга по чужим кредитам и займам.
Кто контролирует работу коллекторских агентств
Работу коллекторских агентств в России контролирует ФССП – Федеральная служба судебных приставов. Именно эта служба ведет реестр взыскателей. Контроль также осуществляет НАПКА (Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств).
Имеют ли право коллекторы угрожать должнику или третьим лицам
Сотрудники коллекторских агентств не имеют права угрожать должнику или его друзьям, родственникам и коллегам. Любые угрозы считаются неправомерными действиями. Если доказательства таких действий имеются, должник может написать жалобу или заявление в полицию.
Куда обращаться, если коллекторы нарушают права должника
Как и в любой другой сфере, в области взыскания долгов не обойтись без правонарушений. К счастью, у каждого гражданина России есть возможность подать жалобу, если его права были нарушены.
Куда обращаться при нарушениях:
- ФССП. Заявление можно подать онлайн (fssp.gov.ru/) или в ближайшем отделении.
- НАПКА. Зайдите на сайт napca.ru. Справа вверху вы увидите зеленую клавишу «ОТПРАВИТЬ ОБРАЩЕНИЕ». Заполните пустые поля и отправьте жалобу. Также можно позвонить по номеру +7 (985) 760-48-10.
- Роспотребнадзор (если данные о долгах переданы третьим лицам).
- Правоохранительные органы и прокуратура. Подать заявление в полицию можно, если налицо уголовное преступление.
При подаче жалобы не забудьте приложить доказательства правонарушений. Для таких целей чаще всего используются переписки с коллекторами или аудиозаписи телефонных разговоров.
Помните о том, что сейчас коллекторы сильно урезаны в своих методах воздействия на должников. По закону они не смогут сделать вашу жизнь невыносимой. Если вы знаете свои права, то без труда их защитите в соответствующих инстанциях!