- Виды мошенничества с банковскими картами
- Посредством телефона, СМС
- Хищение банковской карты
- Посредством интернета
- Признаки мошеннических звонков «из банка»
- Банковские мошенники в кредитной сфере
- Часто задаваемые вопросы о банковских мошенниках
- Куда обращаться жертвам банковского мошенничества?
- Как защитить себя от аферистов?
- Есть ли вероятность возврата похищенных денежных средств?
О чем речь? Банковские мошенники используют различные приемы для доступа к чужим деньгам: звонки, СМС-сообщения, фишинговые сайты. Существуют и более сложные способы, когда создаются мошеннические организации в кредитной сфере.
На что обратить внимание? Чаще всего жертвами становятся пожилые люди, поэтому важно научить их (и помнить остальным) отличать мошеннические звонки. Преступников выдают манера общения, вопросы, качество связи и некоторые другие признаки.
Виды мошенничества с банковскими картами
Посредством телефона, СМС
Мошенники часто осуществляют махинации, используя телефон жертвы. Рассмотрим самые распространенные варианты.
- Получение доступа к мобильному банковскому приложению и картам пользователя. Это возможно, если телефон утерян или украден. Банковские мошенники могут осуществлять махинации, если получится разблокировать телефон и взломать пароль мобильного банка.
- Вторая схема состоит в том, что на номер пользователя приходят СМС или поступают звонки с информацией, что банковская карта заблокирована. В тексте сообщения или в ходе телефонного разговора озвучивается призыв позвонить по указанному номеру для снятия блокировки. Обычно номер похож на номер банковского оператора. Жертвы банковских мошенников в панике звонят по нему и общаются якобы с сотрудником финансовой организации. Лжеспециалист узнает данные владельца карты и использует их в своих махинациях.
- Взлом доступа к личному кабинету на сайте мобильного банковского оператора. Это сложнее осуществимо, нежели взлом мобильного банка. Мошенники с банковскими картами переадресовывают СМС-сообщения на свой мобильный номер. Эта схема направлена на получение доступа к мобильному банку жертвы для кражи денежных средств.
- Выманивание средств посредством рассылки сообщений с просьбой перевести деньги. В основном это СМС якобы от родных и близких, которые взывают о помощи.
Как правило, банковские карты привязаны к номеру сотового телефона пользователя. Это гарантия безопасности клиента. Финансовые организации используют следующие механизмы: подтверждение операций при помощи одноразовых кодов, СМС-информирование о движении денежных средств и другие. В свою очередь, это риски, если сим-карта пользователя будет утеряна.

Источник: freepik / freepik.com
Лицо, которое найдет телефон, сможет получить доступ к мобильным банковским приложениям владельца, а следовательно, к его счетам и картам. Используя мобильный банк, мошенники смогут вывести денежные средства на другой счет. Неслучайно при потере или краже телефона нужно первым делом заблокировать сим-карту. Для этого необходимо позвонить оператору мобильной связи или прийти в ближайший салон.
Хищение банковской карты
Это примитивный способ мошенничества. Кражу осуществляют в случае, если известен пин-код. Именно поэтому важно быть максимально осторожными при его вводе в банкомате. Мошенники, увидев комбинацию чисел, могут украсть банковскую карту и снять денежные средства.
Посредством интернета
Сегодня распространены интернет-схемы банковских мошенников. Основные способы:
- Кража платежных реквизитов.
Перехват банковских данных осуществляется при онлайн-покупках в подозрительных интернет-магазинах. Зачастую они имитируют крупные и всем известные сайты, имеющие положительную репутацию. Банковские интернет-мошенники в момент оплаты покупки на сомнительных сайтах запрашивают реквизиты, в том числе CVC/CVV-код.
- Компьютерные вирусы.
Они могут попадать на компьютер и мобильные устройства. Их цель ― осуществление подмены данных при оплате. Рассмотрим на примере оплаты коммунальных услуг через интернет. Вирус осуществляет замену банковских реквизитов, на которые осуществляется перевод денежных средств.
- Троянские программы.
Мошенники списывают деньги с банковской карты аналогично предыдущей схеме махинаций посредством интернета. Основное отличие состоит в том, что программа вносит изменения не в банковские реквизиты, а в страницу сайта, на которой пользователь осуществляет оплату. Вводя данные банковской карты, владелец раскрывает их мошенникам. Это открывает доступ к деньгам пользователя.
- Фишинг.
Его суть заключается во введении жертвы в заблуждение с целью выманивания конфиденциальных данных (реквизиты банковской карты, пароли и т. д.). Мошенники делают сайты, дублирующие официальный банковский ресурс. Один из способов защиты от банковских мошенников ― проверка адресной строки (url). Если у пользователя возникли сомнения, то рекомендуется позвонить на горячую линию банка. Обратите внимание, что банки на своих официальных ресурсах в сети не запрашивают несколько раз данные о реквизитах карты.
Признаки мошеннических звонков «из банка»
- Посторонние шумы
Банки и другие финансовые учреждения следят за качеством связи. Они используют техники подавления посторонних шумов для комфортных телефонных переговоров. Поэтому стоит насторожиться, если при разговоре слышны посторонние диалоги и плохое качество связи. Сбои в связи также являются поводом задуматься о том, что вы по телефону разговариваете с банковскими мошенниками.
- Использование системы автоматического воспроизведения сообщений
Банки и финансовые организации не применяют автоинформатор для того, чтобы подтвердить операции. В этом случае с клиентом связывается специалист банка. Система автоматического воспроизведения сообщений используется только с целью оповещения пользователя о новых банковских предложениях.
- Отсутствие сообщения о том, что звонки записываются
Это важный момент, на который нужно обращать внимание. Когда звонит банковский сотрудник, клиенты слышат стандартную фразу, что «все звонки записываются с целью улучшения качества банковского обслуживания».
Банковские мошенники не используют дата-центры и сервисы для анализа звонков. Поэтому сообщение о записи разговора клиент не услышит. Может проигрываться «запись с записи». Понять это легко по щелчку при ответе на поступающий звонок.
- Отсутствие уведомления в мобильном приложении
Если вам кажется подозрительным собеседник, представившийся банковским сотрудником, попросите его уведомить вас через приложение. Конечно, мошенники с банковскими переводами не смогут это сделать. Скорее всего, они озвучат сомнительные доводы, почему это невозможно.
- СМС приходят не в переписку с банком
Мошенники активно используют СМС-рассылку для своих махинаций. Пользователь должен насторожиться, если сообщение приходит в новую переписку. Мошенники не могут отправлять свои сообщения в имеющуюся переписку.
Для того чтобы заинтересовать потенциальную жертву, аферисты сообщают о крупных выигрышах или операциях по карте, которые пользователь не осуществлял. Рекомендуется проверять наличие предыдущей переписки с банком в чате. Если ее нет, то вы имеете дело с банковскими мошенниками.
- Запрос конфиденциальных данных
Специалист банка имеет доступ к персональной информации клиента (паспортные данные, номер договора и реквизиты карты). Насторожитесь, если у вас будут уточнять CVC или CVV, пин-код, код из СМС. Также проверить специалиста можно, попросив его назвать номер вашей банковской карты и остаток денежных средств на счете. У аферистов таких данных нет.
- Стиль общения
Специалисты кол-центров обязаны вести диалог с клиентами в строго регламентированных рамках. Банк осуществляет контроль качества работы сотрудников. В случае нарушений им выписывают штрафы. Поэтому вас должны насторожить излишняя эмоциональность собеседника, повелительный тон, подозрительные вопросы и торопливость.
- Уточнение ФИО и должности у сотрудника банка
Адвокат Зорин советует сначала спросить у собеседника ФИО и должность, а затем положить трубку. Далее позвоните на горячую линию банка по телефону на официальном сайте или в мобильном приложении и попросите соединить вас со специалистом, который представился вам в телефонном диалоге.
Это надежный способ узнать, является ли мошенником позвонивший вам человек.
Банковские мошенники в кредитной сфере
Сегодня из-за бурного развития потребительских займов активизировались банковские мошенники с кредитами. Речь идет о получении денежных средств без намерения их возвращать. Как показывает практика, суд может признать такие действия мошенническими, если имеются характерные признаки:
- наличие цели не возвращать денежные средства на этапе подписания кредитного договора;
- указание недостоверных сведений банковскому специалисту, сознательное введение в заблуждение;
- отсутствие возможности гасить кредит или, если заемщиком является юридическое лицо, быстрое обналичивание займа и нецелевое расходование средств.
Рассмотрим на примере. Не так давно был арестован А. Есин, являющийся заемщиком «Промсвязьбанка». Следствием был установлен умысел на хищение денежных средств банка и отсутствие намерения гасить кредит. А. Есин взял займы на общую сумму 500 млн рублей и не использовал их по целевому назначению, а именно ― для развития бизнеса. Обвиняемые «расходовали денежные средства по своему усмотрению». Сумма невозвращенных средств составляет более 4 млрд рублей.
Подобные прецеденты банковского мошенничества по кредитам встречаются у проблемных финансовых организаций. В основном это сфера потребительского кредитования. Основные типы: кредит на маленькую сумму на покупки в магазинах, где используются скоринговые программы оценки данных заемщика, а также автокредитование, после чего транспортное средство якобы угоняется. Во втором типе банковского мошенничества риски несет страховая компания.

Источник: freepik / freepik.com
Сейчас появился новый тип мошенничества с денежными средствами банков и заемщиков одновременно. Это инвестиционные организации, у которых отсутствует лицензия для деятельности на финансовых рынках.
Используется следующая схема банковского мошенничества: лица пенсионного возраста оформляют заем в банке и передают эти средства для управления в инвестиционную компанию. Последняя заинтересовывает их обещаниями высокой доходности. Обычно эти организации снимают презентабельные офисы и активно рекламируют свои услуги.
Таким образом, жертвами банковского мошенничества становятся и клиенты, и банки. Последние могут вернуть денежные средства, подав в суд на заемщиков. При этом маловероятно, что пострадавшие клиенты смогут вернуть денежные средства, которые отдали на управление инвестиционной компании. Обычно они быстро закрываются и съезжают с офиса.
Расследование случаев банковского мошенничества с кредитами и возврат денежных средств требует высокого профессионализма специалистов банковской службы безопасности, а также правоохранительных органов. Зачастую на момент возбуждения уголовного дела мошенники успевают вывести денежные средства (в том числе за границу) и обанкротить инвестиционную компанию.
В связи со спецификой работы службы безопасности банка она не может сориентироваться в сложных финансовых схемах, а у правоохранительных органов отсутствует большой опыт расследования схем, как работают банковские мошенники, в особенности если денежные средства выводятся за границу.
Требуется проведение экспертиз, определение преступной цепочки и наличия умысла невозврата денежных средств. Если в случаях мошенничества задействованы специалисты банка, то доказательства могут быть хорошо скрыты. Кроме того, любую мошенническую схему можно списать на крах финансовой системы или сложные жизненные обстоятельства. Факты, доказывающие сговор с банковскими сотрудниками, могут убедить суд в наличии злого умысла.
Часто задаваемые вопросы о банковских мошенниках
Куда обращаться жертвам банковского мошенничества?
Обязательно незамедлительно обратиться в службу поддержки банка. Контактный номер указан на обратной стороне карты. Специалист службы поддержки проведет идентификацию клиента. Нужно назвать кодовое слово, контактные данные и действовать так, как скажет банковский специалист.
При обращении в службу поддержки банк блокирует карту клиента. Рекомендуется в течение суток звонить туда по телефону горячей линии или прийти в офис лично.
Как защитить себя от аферистов?
На самом деле это достаточно просто. Основное правило ― бережное отношение к банковским картам. Речь идет о том, чтобы хранить кредитовые и дебетовые карты в безопасном месте и всегда знать, где они находятся. Аферисту достаточно пары секунд, чтобы завладеть денежными средствами.

Источник: freepik / freepik.com
Поэтому не рекомендуется давать банковские карты другим людям, даже родственникам. Для этих целей можно выпустить дополнительную карту, например для детей. Если вы столкнулись с банковскими мошенниками, то первое, что нужно сделать, — это незамедлительно обратиться в банк для блокировки карты.
Есть ли вероятность возврата похищенных денежных средств?
В 2014 году в Российской Федерации был принят закон «О национальной платежной системе». Банк обязан вернуть похищенные мошенниками деньги, если будут осуществлены определенные действия со стороны клиента. Во-первых, он должен сообщить о мошеннической операции не позднее 24 часов с момента уведомления. Во-вторых, банк обязан вернуть деньги, если утечка данных произошла не по вине клиента и он не осуществлял следующие действия:
- не называл банковским мошенникам реквизиты карты;
- пин-код не был записан на карте и не хранился вместе с ней;
- не давал фотографировать карту и т. п.
Таким образом, вы сведете к минимуму риск хищения аферистами денежных средств, если не будете озвучивать по телефону реквизиты карт и коды из сообщений, осуществлять оплату покупок на сомнительных интернет-ресурсах и скачивать мобильные приложения из подозрительных источников. Не забывайте использовать антивирус. Лучше всего не хранить на карте большую сумму денег, утрата которой станет серьезным уроном.








