При выбивании долгов коллекторы идут на всевозможные ухищрения. Один из самых популярных приемов – притвориться полицейскими во время телефонных переговоров.
В статье мы рассмотрим, как себя вести должнику, если коллекторы по телефону представляются сотрудниками полиции, законны ли такие методы работы, куда написать жалобу на неправомерные действия.
Зачем коллекторы представляются сотрудниками полиции
Коллекторы, представляющиеся сотрудниками полиции, нарушают закон. Это делается для того, чтобы оказать психологическое давление на должников. Заемщик должен поверить в то, что он имеет дело с представителями правоохранительных органов. Обманщики пытаются убедить должника в том, что последствия непогашения долга могут быть максимально серьезными (вплоть до выезда на адрес спецназа).
Описываемые действия идут вразрез с законом «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности», а также другими нормативными актами, регулирующими деятельность коллекторов. Согласно законодательству, коллекторы не имеют права представляться кем-либо другим, и уж тем более не могут выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов.
Как по телефону отличить коллектора от полицейского
Основное отличие заключается в следующем: полицейские в принципе никогда не звонят должникам с требованием погасить долг. Подобный сценарий невозможен по умолчанию.
Другие различия:
- Угрозы и давление. Коллекторы могут использовать угрозы и пытаться оказывать психологическое давление. Вам поступят угрозы арестом или другими правовыми последствиями. Такое поведение нехарактерно для настоящих сотрудников полиции, поскольку их разговоры всегда записываются. При нарушениях можно получить существенные проблемы с начальством.
- Подтверждение личности. Вы всегда можете попросить звонящего назвать его полное имя, звание и номер служебного удостоверения, а также номер отдела, в котором он работает. После этого можно позвонить по официальному номеру этого подразделения (не по номеру, который дал звонящий) и уточнить, действительно ли такой сотрудник совершал звонок.
- Если возбуждено уголовное дело, подозреваемому направят повестку о вызове для дачи показаний. Если повестки нет, значит, вам звонит не полицейский.
- Анализ вашей текущей ситуации
- Расчет оптимальной стратегии погашения долгов
- Прогноз сроков и суммы списания при банкротстве
Если вы сомневаетесь в подлинности звонящего, лучше всего не предоставлять никакой личной информации и обратиться в полицию для подтверждения личности звонящего.
Что делать, если должнику звонят якобы из полиции
Прежде всего необходимо сохранять спокойствие. Если поддадитесь чувству паники, можете наделать много ошибок. Помните о том, что уголовное дело по факту мошенничества с кредитами (статья 159.1 УК РФ) без достаточных оснований возбуждено быть не может. Уголовные дела в таких случаях возбуждаются, только если кредитору была предоставлена поддельная документация.
Статья 177 УК РФ («Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности») тоже не сработает. Для ее применения не должно быть проведено ни одной выплаты по кредиту, а задолженность должна превышать показатель в 2 млн 250 тыс. руб.
Как вести диалог с «полицейским»:
- Включите аудиозапись на смартфоне. Предупредите об этом собеседника. Коллекторы, которые притворяются полицейскими, аудиозаписей очень боятся. Они понимают, что запись станет явным доказательством их незаконной деятельности. Не исключено, что ваш визави после предупреждения сразу положит трубку.
- Запросите информацию о звонящем. Попросите звонящего назвать его полное имя, звание, служебный номер и номер отдела, в котором он работает. Запишите эту информацию.
- Проверьте информацию. Позвоните в полицейский участок по номеру телефона, который можно найти на официальном сайте МВД или в других надёжных источниках. Не звоните по номеру, который дал звонящий. Уточните, есть ли такой сотрудник и действительно ли он пытался с вами связаться.
- Выясните, куда именно нужно подъехать для дачи показаний. Коллектор будет в замешательстве. Он попытается найти отговорки.
- Не предоставляйте личную информацию. Не сообщайте никаких личных данных и не соглашайтесь на оплату долга по телефону.
Куда жаловаться на коллекторов, если они звонят от имени полиции
На коллекторов, которые представляются сотрудниками полиции, можно и нужно жаловаться.
Куда следует обратиться:
- Полиция. Действия недобросовестных коллекторов подпадают под статью 163 УК РФ – вымогательство. Особенно если по телефону постоянно поступают агрессивные требования и угрозы. Перед обращением крайне важно собрать доказательную базу. Записывайте все поступающие вам звонки, делайте скриншоты переписок в мессенджерах. Сложнее всего определить, откуда именно поступают звонки. Сделать это можно через кредиторов, которые переуступили долги по договору цессии.
- ФССП. Эта служба осуществляет контроль над деятельностью коллекторов. Документ можно подать на сайте ведомства или в одном из отделений ФССП. Если отправляете жалобу почтой, используйте заказное письмо.
- Роспотребнадзор. Этот орган контролирует соблюдение прав потребителей, включая защиту от неправомерных действий коллекторов.
- Прокуратура. Обращение в прокуратуру может быть необходимо, если вы считаете, что ваши права нарушены в существенной мере, и другие органы не реагируют на вашу жалобу.
- НАПКА (Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств). Фирма, которая работает по вашему долгу, должна состоять в этой ассоциации. Проверить наименование можно на официальном сайте НАПКА.
Иногда помогает обычный звонок руководству коллекторского агентства. Не исключено, что сотрудники проявляют инициативу и представляются полицейскими, несмотря на рекомендации и требования начальства. Если коллекторское агентство следит за своей репутацией, начальство сделает сотруднику выговор (или вовсе уволит).
Важно сохранять все доказательства неправомерных действий: тексты сообщений, записи разговоров, если они есть. При таком подходе решить проблему можно будет довольно быстро.