Фантазия у современных коллекторов работает очень хорошо. В их арсенале есть множество приемов, которые позволяют оказывать эффективное психологическое давление на должников. Один из излюбленных методов взыскателей – замаскироваться под судебных приставов.
В статье мы рассмотрим, могут ли коллекторы представляться приставами, законно ли это, как выяснить, действительно ли должнику звонят приставы, куда жаловаться на неправомерные действия коллекторов.
Зачем коллекторы могут представляться приставами
Сотрудники коллекторских агентств прекрасно понимают, что перечень полномочий судебных приставов очень широкий. Основная цель «ряженых» коллекторов – напугать должника. Предполагается, что подобные действия заставят заемщика охотнее идти на сотрудничество.
Некоторые коллекторы, которые притворяются приставами, также надеются на то, что подобный подход позволит им получить возможность описать имущество должника (может быть, даже изъять те или иные ценные вещи). Примечательно, что с людьми, которые не отличаются психологической устойчивостью и плохо знают закон, такие приемы действительно работают. Испугавшись, должник вполне может отдать мошенникам бытовую технику, драгоценности или даже ключи от машины.
Законно ли, когда коллекторы выдают себя за приставов
В соответствии с действующим законодательством, сотрудники коллекторских агентств не могут выдавать себя за судебных приставов. Подобные фирмы нередко берут себе названия, которые могут ввести в заблуждение должников. Например, та или иная коллекторская компания может носить наименование «ФАСП» (Федеральное агентство судебных приставов). Никакого отношения к ФССП (Федеральной службе судебных приставов) такая фирма не имеет.
После вынесения судебного решения приставы дают должникам 5 дней для добровольного погашения задолженности. В это время запрещено накладывать арест на имущество или счета. По истечении 5 дней приставы будут действовать в строгом соответствии с предписаниями закона. Нарушением закона являются любые попытки приставов воздействовать на должников до начала исполнительного дела.
Как узнать, кто звонил или пришел к должнику – приставы или коллекторы
Судебные приставы могут взаимодействовать с должником только на основании судебного приказа. После начала исполнительного производства должнику направляют соответствующее постановление. Если такого документа нет, от общения с приставами можно в принципе отказаться.
- Анализ вашей текущей ситуации
- Расчет оптимальной стратегии погашения долгов
- Прогноз сроков и суммы списания при банкротстве
На что еще обратить внимание:
- Пристав также должен предъявить удостоверение в раскрытом виде. Изучите фото, Ф. И. О. и подпись. Посмотрите срок действия документа (мошенники для своих целей на черном рынке нередко покупают документы с истекшим сроком действия).
- Важным атрибутом пристава является нагрудный значок. Здесь можно разглядеть серию и номер. Ваша задача – найти в местной справочной или в интернете телефонный номер оперативной службы судебных приставов. Продиктуйте серию и номер нагрудного значка. Вам сразу же сообщат, являются ли данные подлинными.
- Обратите внимание на время обращения к вам. Меры, связанные с принудительным исполнением, осуществляются с 06:00 до 22:00 в рабочие дни.
Что делать, если коллекторы звонят и действуют от имени приставов
Прежде всего установите на свой смартфон простейшую программу для записи телефонных переговоров. Популярные бесплатные программные продукты: Drupe, CallMaster, Cube ACR, callU, Talker ACR. Каждая из этих программ скачивается и устанавливается за несколько минут. Управление – интуитивное. При начале разговора вам нужно просто нажать большую клавишу, выделенную цветом. На клавише будет надпись «Начать запись», «Запись» или «Record».
Записи будут сохраняться в отдельную папку на смартфоне. Найти конкретную запись можно будет по дате и времени разговора (или по названию, которое вы записи присвоите сразу же после завершения переговоров). Запись каждого диалога с коллекторами должна стать вашим жизненно важным правилом! Подобные аудиозаписи рассматриваются судом или правоохранительными органами в качестве неопровержимых доказательств недобросовестных действий со стороны коллекторских агентств.
Если коллекторы изводят вас звонками, и при этом представляются судебными приставами, пишите заявление в полицию. Если зафиксированы факты вымогательства либо угрозы семье или лично вам, приложите к заявлению доказательства. Основной проблемой является нахождение конкретных личностей. Такие коллекторы вряд ли будут представляться. Причем отследить их номера практически невозможно даже полицейским. Если коллектор не представился, вы имеете полное право не вступать с ним во взаимодействие.
Если каким-то чудесным образом вам удалось узнать наименование коллекторского агентства, сотрудники которого маскируются под приставов, все козыри в ваших руках. В этом случае вы можете пожаловаться в НАПКА (Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств). Агентства, которым дорога их репутация, опасаются таких обращений. Телефон НАПКА для приема жалоб: +7 (985) 760-48-10. Обращение также можно оставить в онлайн-режиме на официальном сайте ассоциации. В верхнем правом углу вы увидите большую зеленую клавишу «ОТПРАВИТЬ ОБРАЩЕНИЕ».
В заключение хотелось бы сказать, что коллекторы не имеют никакого права на опись, порчу или изъятие вашего имущества. При любых попытках изъять ту или иную ценную вещь обращайтесь в полицию!